Холодный профессор

Холодный профессор

Пьеса в 2 действиях.
Между первым и вторым действиями проходит год.

Действующие лица:

Александр Гаврилович — первый проректор университета.
Вадим Вадимович Малиновский, 69 лет — заведующий кафедрой, доктор технических наук, профессор, действительный член Мировой академии фундаментальных и прикладных наук (МАФИПРИН).
Сергей Васильевич Дубинин, 52 года — кандидат технических наук, профессор кафедры.
Вера Борисовна, 50 лет, его жена.
Анастасия, 24 года, их дочь.
Роберт Николаевич Гундосов, 34 года — ученый секретарь кафедры, кандидат технических наук, доцент.
Валентин Петрович Назаров, 67 лет — заведующий учебными лабораториями, ветеран кафедры.
1-й преподаватель — старик, боится потерять работу, все в прошлом.
2-й преподаватель — заслуженный старик.
Солидный посетитель выставки. Преподаватели кафедры. Студенты. Посетители художественной выставки. Врач университетского медпункта. Бригада «Скорой помощи».

Действие происходит в начале XXI века в Москве.

 

Место действия

1. «Кухня» — просторная кухня-столовая современной московской квартиры Дубининых, присутствует весь набор современной кухонной техники: плита, посудомоечная машина, холодильник, микроволновая печь. Входы в кухню: слева из коридора, где, предполагается, расположена ванная комната, и справа из коридора, ведущего в спальни, где есть второй санузел. В центре (смещенный к левому входу) — обеденный стол со стульями, вокруг которого происходит действие.
2. «Кафедра» — преподавательская, на сцене письменные столы со стульями, длинный стол для заседаний кафедры, в задней стенке — дверь с табличкой «Заведующий кафедрой, академик МАФИПРИН, доктор технических наук, профессор В.В. Малиновский. Прием по личным вопросам____________», доски с портретами преподавателей, с образцами чертежей, фотографии из истории кафедры.
3. «Галерея» — нарядный зал, по задней стенке и везде, где можно, развешаны картины в рамах.
4. «Курилка» — небольшая комната, где студены курят, на стене плакат: «Курить во всех помещениях университета запрещено».
5. «Парк» — место прогулки, деревья, скамейка.
6. «Кабинет» — кабинет первого проректора университета.

Музыка.

1-е действие
Сцена 1 (в начале)
Сцена 3
Сцена 5
2-е действие
Сцена 5
Сцена 8 (конец спектакля)

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

СЦЕНА 1

Кухня. Раннее утро. Музыка. Неяркое освещение. Слева выходит Дубинин в майке и домашних штанах, в тапочках на босу ногу. В руке у него газета.

Дубинин (один). Раньше в квартире были одни часы, а теперь только на кухне трое, и все показывают разное время. Я от этого плюрализма с ума сойду…

Вера (выходит справа, в домашнем халате). Доброе утро. Ты ворчишь, как настоящий дед.

Дубинин. Я и есть настоящий дед, у меня внуку три года! А ты встала меня проводить, как настоящая жена.

Подходит к Вере, целует ее в голову.

Вера. А то я тебе за тридцать лет не доказала, что я — самая настоящая жена! Вари кофе…

Дубинин. Погоди, не обижайся, я тебе объясню, что хотел сказать.

Подходит к плите, ставит электрический чайник, занимается приготовлением кофе. Вера накрывает на стол, ходит от холодильника к столу. Затем оба садятся завтракать. Дубинин все это время говорит.

Дубинин. Понимаешь, я вчера два часа сидел, готовился к лекции, свой прошлогодний конспект переделал, хоть он и был неплох. Звонил Володе Рубинштейну, уговаривал приехать и рассказать моим студентам, как все происходит на практике. Для него, конечно, это развлечение, вернее, отвлечение. Но ведь он — главный конструктор, с какой стати ему тащиться на другой конец города… Я встал так рано, тебя поднял… Выеду я загодя на тот случай, если застряну в пробках, бензин сожгу, приеду задолго до начала лекции, буду ждать звонка и еще минут пять, чтобы студенты собрались… Это все настоящее. Тут сомнений нет, а то, что дальше произойдет, я не знаю, настоящее или понарошку…

Вера. Как это? Дальше ведь лекция?

Дубинин. Да, дальше лекция… Я вхожу. В аудитории человек двадцать из положенных ста. Студенты поднимаются. Они приходят ко мне на третьем курсе и не знают, что нужно вставать, когда входит преподаватель. Это я их приучаю каждый год, должно же быть что-нибудь, хоть какие-то атрибуты настоящего высшего образования, маленький след Гаудеамуса, «Vivant professores!..». Называется ведь наше учреждение «университет»! Здороваюсь, студентам говорю, чтоб садились, начинаю лекцию. Каждые пятнадцать секунд в дверях появляется опоздавший студент. Я киваю, он входит, идет к своему месту, но не прямо, а обходит приятелей и здоровается с ними за руку. Когда садится, достает из своей безобразной торбы диски с музыкальными записями и передает соседям, небось вчера обещал. Потом ищет ручку и тетрадку. Когда успокаивается, в дверях уже стоит следующий… Набирается человек тридцать, реже — сорок. Половину студентов я не увижу никогда… Из этих сорока половина не понимает вообще ничего. Болтать я не даю, и они томятся, ждут звонка… После перерыва человек десять не выдерживают, уходят, хоть идти им, в общем-то, некуда. А на их место приходят человек двадцать новых, которые сильно опоздали и не решились войти. Конспектировать студенты не умеют, только писать под диктовку. Я уж давно так лекцию веду — сначала рассказываю для нескольких понимающих студентов, в это время остальные отключаются. Потом уже диктую. Тут уж все пишут, переспрашивая так, что ясно становится — совсем ничего не понимают из того, что пишут.

Добавить комментарий