Михаил Юзефович Лифшиц

05.04.10 - Литературная встреча «Наука и литература: соперничество или сотрудничество?»

В центре дискуссии сразу же оказалась научно-популярная литература – традиционная точка пересечения литературы и науки. Алексей Семихатов обратил внимание аудитории на противоречие, которое заложено в двух составляющих этого жанра: «доступности» информации для читателя и научной «правдивости». Нередко в процесе популяризации научные понятия огрубляются и происходит отход от научной истины. Позицию журнала «Наука и жизнь» емко выразила Елена Лозовская: «То, что мы пишем, должно быть понятно и балерине». В свою очередь, кинокритик и математик Виктор Матизен поделился с аудиторией математической формулой «оптимально» научной литературы: «Если мы выразим степень научности литературы числом Х, а степень популярности числом Y, то будет понятно, что Y приблизительно обратно пропорционален X. Задача состоит в том, чтобы найти максимальное значение произведения X на Y». Авторов, способных писать научно-популярную литературу, мало, отметила Елена Лозовская: «если просто в литературе достаточно быть гениальным писателем, то в научно-популярной литературе надо еще и разбираться в предмете».

Тем не менее, хорошие научно-популярные книги существуют, с этим согласились все участники дискуссии и привели примеры: книга Поля де Крюи «Охотники за микробами», рассказывающая историю научных открытий в области микробиологии и книга Леонида Пономарева «Под знаком кванта» - победитель премии «Просветитель» в 2009 году.

Возникает следующий вопрос: как привлечь читателя, особенно молодежь, к литературе этого жанра? Конечно, необходимо «мамам, папам, бабушкам» читать научно-популярные статьи и книги вместе с детьми. Например, детский раздел «Ума Палата» в журнале «Наука и жизнь», о котором рассказала Елена Лозовская. Помогут и детские энциклопедии, на защиту которых встала зрительница из зала.

Но этого мало. Классика научно-популярной литературы, а также классика советской научной фантастики, которая на протяжении долгого времени являлась главным «магнитом» для привлечения молодежи в науку, больше не работает. Участники согласились, что для молодежи XXI века нужны новые формы. Так какой должна быть научно-популярная литература, чтобы она стала интересна нынешним детям, чтобы мы «не пытались «впихнуть» в них с помощью бабушек то, что в них «уже не лезет»?

Алексей Семихатов предложил обратить внимание на жанр научно-популярных комиксов: он рассказал о книге комиксов по истории математики XX века, написанной греческим математиком А. Доксиадисом, ставшей бестселлером во многих странах мира. Выход этой книги на русском языке ожидается в ближайшее время. Виктор Матизен высказал мнение, что функцию привлечения молодежи к науке частично взяли на себя компьютерные игры, «решающие определенного рода интеллектуальные проблемы, развивающие если не интерес к науке, то, по крайней мере, само по себе научное мышление».

Но важна не только форма, но и увлекательное содержание: все участники встречи сошлись на том, что для привлечения молодежи и взрослых к науке необходимо появление популярного героя-ученого. «Биографии ученых – самый лучший способ популяризации пути человека в науку: там описывается успех человека, а успех всегда привлекателен», - заявил Виктор Матизен. Елена Лозовская предположила, что таким героем должен стать ученый-философ: «Наука должна привлекать возможностью посмотреть на мир шире».

 «Есть такой герой» - сказал Михаил Лифшиц, и рассказал о главном герое своего романа «Почтовый ящик».  Роман охватывает несколько десятилетий из жизни Сережи Зуева, «современного ученого», который работает на закрытом оборонном предприятии. По мнению Михаил Лифшица, даже так называемые «будни науки» могут быть привлекательны.  «Человек работает, борется с природой, конструирует, борется с железом. Творческий процесс  – это же очень интересно», - убеждал он аудиторию.

Участники встречи коснулись темы изображения ученых в кино. Как в российском, так и в мировом кинематографе сложилась традиция изображения ученого как «безумца» или «злодея». Исключением были советские научно-популярные фильмы и картины производственной тематики 1960-70-х годов. В современном российском кино персонажей, подобных героям Баталова и Смоктуновского, к сожалению, нет. Участники встречи выразили надежду, что  шагом к изменению ситуации станет телесериал, который планируется к созданию по книге Михаила Лифшица «Почтовый ящик». По мнению Виктора Матизена, создание этого сериала не только «возможно», но и «необходимо» сегодня, когда героями экрана, как правило, являются либо преступники, либо бизнесмены.

Тема популяризации науки была продолжена рассказом Алексея Семихатова о премии в области научно-популярной литературы «Просветитель». Премия была учреждена с целью не только отметить лучшие произведения этого жанра, но и способствовать их изданию и распространению. По задумке организаторов, помимо авторов, премия поощряет и читателя: издатель получает субсидию на допечатку и распространение книги. Кроме того, в рамках библиотечной программы премии книги ее финалистов закупаются и рассылаются по библиотекам регионов России.

В завершение встречи один из зрителей выразил мысль о необходимости объединения усилий гуманитарных и естественных наук в деле популяризации научной сферы. «Нужно менять отношение общества - молодых и старых людей к науке, к прогрессу. Для того, чтобы это сделать, нужно встретиться вместе представителям гуманитарной науки и представителям технической сферы. Сейчас, как мы видим, тусовки еще с 1960-х годов совсем разные и ни у тех, ни у других ничего не получается». «Нужен синтез наук», - заключил Алексей Семихатов.