«Евгений Онегин» в театре имени Евгения Вахтангова

«Евгений Онегин» в театре имени Евгения Вахтангова

Спектакль идет с февраля этого года. Зал полный, но билеты у входа в театр перед началом можно купить по той же цене, что и заранее. Публика солидная, театральная, не очень молодая.

Спектакль необычный, иногда чувствуешь себя Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым на «Женитьбе» в театре «Колумба», особенно, когда актеры на сцене весело носят табуретки и скамейки. Актеры — всех вахтанговских поколений: Юлия Борисова, Людмила Максакова, Галина Коновалова (партнеры великих Николая Гриценко, Михаила Ульянова, Николая Плотникова, Юрия Яковлева, их предшественники когда-то создали театр вместе с Е.Б. Вахтанговым, а они продолжили с Рубеном Симоновым); Сергей Маковецкий, Алексей Кузнецов; хорошая молодежь.

Постановка — действительно «Сцены из романа», как и обозначено в программке на многих карточках, вложенных в конверт. Не искажение, не оскорбление великого творения А.С. Пушкина. Нет насмешек над гением, чего я боялся. Есть театральное прочтение, созданное режиссером Римасом Туминасом и актерами одного из лучших театров страны.

Очень хороша Татьяна (Татьяны Ларины, их несколько). Она — вылитая пушкинская героиня, тот же облик, так же влюблена и доверчива. Но она становится неприступной в замужестве, веришь, что романа с Онегиным у нее не будет! Всего-то косу отрезали и в корзину положили! А актриса показала преображение в молодую, но настоящую светскую даму (хорошо бы мужу Татьяны звезду добавили на фрак, один крест на шее — маловато наград).

Прелестна стайка девушек. Такую прелесть сейчас редко увидишь, а тот, кто видит девушек только в Интернете и в передаче «Давай поженимся!», может и не узнать, что существуют такие чудесные девушки.

Евгений Онегин («их» трое) интересен, очень даже можно в него влюбиться дворянской дочке. Каждый из актеров играет свою часть Онегина. Маковецкий — пожилая душа молодого человека. Прозаический перевод письма Татьяны очень смешной. Вообще, по реакции зала видно, что не все помнят роман, и что Пушкин сейчас актуален до злободневности. (Можно было бы Онегиным и Гусару поработать над сценической речью.)

Владимир Ленский с черными (белыми) кудрями мне очень понравился, разволновал. Ничего-то он не понимал в жизни, бедный поэт. Писал стихи, бегал за Ольгой Лариной, играл, в общем. А тут Онегин его Ольгу за аккордеон потрогал (Ольга все время с аккордеоном). Пустяк! А Ленский вздумал драться с Онегиным на дуэли, стихи предсмертные читает: «Паду ли я стрелой пронзенный…» Не может остановиться, а смерть уже рядом, он уже и внешне другой, не веселый красавец, любимец муз, а какой-то нелепый, нестройный. Его раздевают до пояса, и вот уже несут мертвого… И это сыграл молодой актер. Я видел слезы у зрительниц. Действительно, жалко Ленского, хоть мы и привыкли за долгие годы, что он погиб так глупо. М.Ю. Лермонтову тоже было жалко Ленского, сраженного «безжалостной рукой».

Всего не перескажешь. Есть еще странница (судьба?) с домрой, которая удерживает Онегина от неверных поступков, звучат стихи Пушкина в исполнении И. Смоктуновского, есть зайчик, не разобрал к чему.

Музыка П.И. Чайковского, основная музыкальная тема спектакля, подходит к действию прекрасно. Романсы середины XIX века не слишком сливаются с действием (кажется, что анахронизм).

На темное зеркало за сценой интересно смотреть, декорации и современные (поднимающиеся качели), и традиционные (очень хороший возок для переезда семейства Лариных в Москву), и всякие. Оформлен спектакль хорошо.

Вполне интересный и добротный спектакль, длится почти четыре часа.

Добавить комментарий