Сон о русской аристократии, который приснился англичанину
«Анна Каренина» — фильм 2012 года (премьера в Москве состоялась в январе, режиссер Джо Райт) производит странное впечатление, как будто иностранец прочитал роман Л.Н. Толстого и, потрясенный, стал видеть сны «по мотивам», так сказать. Нереальность происходящего постоянно подчеркивается. Пройдя по захламленной лестнице, ведущей глубоко вниз, герой оказывается в зале в изысканном обществе: декольтированные дамы в брильянтах, мужчины в мундирах. Скачки проходят на театральной сцене, наездники становятся видны, когда открывается занавес. Стива Облонский – штатский генерал и князь, чиновники под его управлением работают, как машины. Тоже лестницы, лестницы. Люди во сне всегда видели лестницы со времен праотца нашего Иакова. Эти нереальные переходы соединяют реальные сцены-иллюстрации к роману, некоторые очень хорошие. Сцена прощения у постели умирающей Анны мне очень понравилась.
К актерам никак не мог привыкнуть. Как это бывает во сне, действующие лица и исполнители плохо совпадают. Вдова Бальзаминова рассказывала про свой сон: «И выходят из Китая не китайцы и не китайки, а Миша». Здесь — то же самое. Вронский похож на червового валета, ему далеко до Василия Ланового. Каренин – какой-то унтер с заросшими щеками и в некрасивом мундире. Разве можно его сравнить с Николаем Гриценко, хоть тот и был староват для Каренина. Лёвин не такой, как у Толстого, и брат у него непутевый, вроде Феди Протасова из «Живого трупа». Женщины все одинаковые. В театре, куда приходит Анна, ушедшая от мужа, никак не разберешь, где – кто, а сцена короткая, пых – и нету, я ж говорю, сон. В нашем фильме Татьяну Самойлову, Анастасию Вертинскую, Майю Плисецкую и Лидию Сухаревскую невозможно перепутать.
В общем, можно не смотреть. Лучше наш фильм режиссера А. Зархи 1967 года еще раз посмотрите. Там такие актерские удачи! Гриценко (Каренин), Лановой (Вронский), Яковлев (Облонский), Саввина (Облонская) и далее.
LiveJournal от 04.02.2013 г.