Три русла для утечки мозгов

Три русла для утечки мозгов

Проект «Возвращение бывших российских ученых домой» не затух. Наоборот, он продолжает развиваться, т. е. сосет деньги из казны.

Кого и как собираются возвращать?

Я запомнил интервью, которое дал академик А.А. Абрикосов, живущий в США, российскому телевидению, когда ему присудили Нобелевскую премию по физике (вместе с В.Л. Гинзбургом и американским ученым Тони Леггеттом). На вопрос о том, как он относится к поздравлениям руководства России, Абрикосов ответил, что у него другая страна, другой президент и далее в том же духе. После такого интервью упоминаний об этом нобелевском лауреате в нашей прессе стало меньше. Академик А.А. Абрикосов не вернется.

Группа бывших российских, а ныне зарубежных ученых написала открытое письмо о том, что нужно срочно принимать спасительные меры, иначе науке в России конец. Они не так радикальны, как академик Абрикосов. Они чувствуют душевную связь с российской наукой, считают себя обязанными помочь ученым, работающим в России. Это единственная причина, побудившая ученых написать письмо. Но эти талантливые люди не собираются возвращаться.

Каким образом намереваются возвращать таланты из-за рубежа авторы проекта? Предлагать те же условия жизни и работы, от которых они уехали? Не поедут. Пообещать исключительные условия, отличающиеся от условий никуда не уезжавшего коллеги? Несправедливо, обидно для коллеги, порождает нелепое положение.

Подсчитали вернувшихся ученых и опубликовали следующие данные. Намечали вернуть 300 000 человек. Вернули 15–20 тысяч, 5–7 % от «плана». А от общего количества российских ученых, уехавших за рубеж, — еще меньший процент. Что это за цифры, являются ли они свидетельством некоторого успеха авторов проекта? Думаю, что нет. Несколько процентов обратного потока вполне могут быть присущи такому сложному процессу, как переселение тысяч людей. Кроме того, считали вернувшихся ученых люди заинтересованные в том, чтобы процент был высокий. Так что эти данные не являются статистически достоверными. Если ученый решил вернуться домой в Россию, он сам договорится, вернется и будет работать дома. Значит, у человека есть для этого причины. Проект тут ни при чем.

Второе русло

Конечно, уехавших ученых много, но не обманывайте себя, не переселение специалистов в другие страны определяет разрушительное, аварийное для России явление «утечки мозгов». Эмигранты в силу бытовых, организационных, психологических трудностей не могут составлять большинства утекших из российской науки людей. Не от того, что вы выпили кружку воды, пруд обмелел, а от того, что вода ушла в песок.

Основная утечка мозгов происходит внутри страны. Выпускники вузов не идут работать по специальности, а идут в менеджеры (в том числе в «менеджеры по влажной уборке», по-старому, в уборщицы). Правда, следует отметить, что многие выпускники современных бесчисленных университетов и академий по специальности работать не могут, подготовка слабая.

Дипломированный специалист (учитель, врач, инженер, научный работник и т. д.) получает маленькую зарплату, имеет низкий статус в обществе, плохие условия труда. Не слушайте министра, заявляющего, что средняя зарплата учителя такая же, как у министерского чиновника. У чиновника есть еще кое-что кроме зарплаты. У банковского служащего тоже есть (в связи с кризисом все узнали, что это называется «бонусом»). Поэтому учителя воспитывают неучей, наша техника все больше отстает от зарубежной, наши лекарства хуже иностранных и т. д., и т. п.

Причина не в том, что гении уехали, а в том, что масса способных работников не трудится на стройках, на заводах и в больницах, а предпочитает бумажки перекладывать в офисах, ведь это и доходней и престижней. Не нужно заботиться об уехавших специалистах, они уже уехали. Позаботьтесь о тех, кто здесь. Инженер должен быть важнее клерка, учитель — важнее служащего, врач — важнее посредника. Иначе никто не пойдет учиться на инженера, учителя, врача, или учиться будет плохо, все равно без толку.

Это русло утечки мозгов «более полноводное», чем зарубежное, и из него как раз легче кое-кого вернуть в науку и технику.

Откуда брать утекающие мозги?

Если какой-то талантливый физик уехал в США, а какой-то талантливый инженер ушел работать инспектором ГИБДД, это было бы не так страшно, если бы других талантливых физиков и инженеров было много. Но их мало, им неоткуда взяться. Только отдельные средние школы, только отдельные университеты стараются «держать планку». Там учатся потрясающие дети («умники и умницы»), там готовятся блестящие молодые ученые и специалисты. Но, к сожалению, общий тон задают не они. Выпускники школы не знают русской и зарубежной литературы (зато подробно изучают «Простоквашино» и «Властелина колец»), не представляют общего хода истории, даже недавней, не умеют устно считать, не имеют понятия о черчении и т. д. Выпускники университетов не собираются работать по специальности, к тому же и не знают по своей специальности ничего. Если их за молодость и природную смекалку берут в солидную фирму (зарубежную, но работающую в России), то их, инженеров, сначала обучают простой операции, как школьников. При такой постановке образования и профессиональной подготовки в бесчисленных университетах мозгов готовится мало и утечка в любых масштабах губительна для страны. Это третье, самое мелкое, но широкое русло, по нему мозги не протекают, а прокисают в образовавшемся болоте.

Добавить комментарий