Огромный труд великого знахаря

Огромный труд великого знахаря

Рецензия на книгу А. Солженицына «Двести лет вместе»
«Частный корреспондент» от 18.05.2011 г.

В книге на основе архивных документов, свидетельств очевидцев и собственных размышлений автор оценил истинную, ранее не до конца понятную роль, которую играли евреи в жизни России ХVIII, ХIХ и ХХ веков. А также и то, как Россия и русский народ влияли на многочисленное еврейское население.

«Эту книгу я писал, исходя лишь из велений исторического материала и поиска доброжелательных решений на будущее. Но надо и не упускать из виду: за последние годы состояние России столь крушительно изменилось, что исследуемая проблема сильно отодвинулась и померкла сравнительно с другими нынешними российскими».
Александр Солженицын

В начале второго тома определен предмет изучения, ведь книга — исследование (по-солженицынски: «В УЯСНЕНИИ»), или, словами В. Высоцкого, «кто ж такие евреи?».

Подробно и научно (на 19 страниц текста 84 ссылки на первоисточники) разбирает этот вопрос автор. Приводит цитаты, например: «…чем больше еврейство дробится физически, тем более оно внутренне сплачивается». Цитируемая фраза — либо обычная писательская выходка, текстовая красивость, не имеющая смысла, либо дьявольский посыл типа усиления классовой борьбы при социализме, чтобы руки развязать для расправ с невинными. А.И. Солженицын из этой науки делает вывод: евреи — это все кто хочешь: в ком есть еврейская кровь, или кто ходит в синагогу, или кто сам себя считает евреем, или кого другие считают евреем, или кто евреям сочувствует. Проще сослался бы на генерала Макашова: «Жиды — это плохие люди». Для полноты и наукообразия можно было бы так: «Все евреи — плохие люди, а все плохие люди — евреи».

Автор, мудрец и беспристрастный философ, одинаково строго относящийся и к русским, и к евреям (иногда только позволяющий себе простительное восклицание: «Эх! И нам бы так же, как они!»), делает следующие выводы.

1. Угнетения евреев в тех масштабах, о которых принято думать, в России не было. «Тюрьма народов» — это миф, раздутый недоброжелателями России. Евреи всегда жили лучше, чем русские крестьяне. Черта оседлости была в большой степени условной. Правительство не угнетало евреев, а, наоборот, о них заботилось, старалось приобщить евреев к положительным занятиям, к земледелию. Но евреи упорствовали, отлынивали, не хотели садиться на землю, а стремились заняться привычным для них непроизводительным трудом — торговлей, маклерством, винокурением, арендой. Другими словами, ограблением и спаиванием русского народа. Причины разные, но главная — в том, что евреи никогда не чувствовали себя настоящими гражданами России, считай, саботировали, не хотели трудиться по-настоящему, а так, вертелись, чтобы временно перебиться.

Тому факту, что попытка посадить евреев на землю в Новороссии частично удалась, автор не придает большого значения, считая его, по-видимому, нетипичным. Ведь прижились некоторые еврейские хозяйства на юге. За несколько десятков лет эти хозяйства добились высоких урожаев и надоев, в этих хозяйствах выросла еврейская молодежь, с детства привычная к сельскому труду. Даже делегация была в столицу с просьбой расширить площади. Наверное, успехи были бы весомее, но чиновники разворовывали то, что правительство давало еврейским переселенцам на обустройство на пустом месте, а наверх слали отчеты о неспособности евреев к земледелию. Эти отчеты цитирует А.И. Солженицын. К тому же настоящих свидетелей нет — почти всех евреев-крестьян Причерноморья убили немцы в Отечественную войну, а потомки немногочисленных уцелевших еврейских сельских жителей рассеяны по России и по миру.

2. Деятельность евреев наносила России экономический вред. Основные еврейские занятия: торговля вином, контрабанда, посредничество, аренда — приводили к угнетению, экономическому закабалению крестьянства и, конечно, к спаиванию русского народа. Из-за этого правительство пыталось ограничить еврейскую деятельность, уменьшить вред, который евреи приносили России. Но никакие меры не давали прямых результатов, скорее приводили к противоположному — еще большему расползанию зла, потому что евреи любые меры обходили, честных государственных деятелей обманывали и переманивали на свою сторону, а нечестных чиновников подкупали.

При объяснении смысла полезных для России предприятий, затеянных евреями: развития банковского дела, строительства железных дорог, организации хлеботорговли и торговли лесом и др. — автор книги вскрывает тайные и низкие побуждения, подчеркивает антирусский и проеврейский характер этих предприятий. Иногда, впрочем, отмечая вскользь, что по тем временам дело это было неплохое и жаль, что оно развалилось, когда из него очередным ограничением заставили уйти евреев.

С таким же основанием можно было бы написать, что Третьяков скупал картины русских художников, чтобы разбогатеть, потом оставил галерею городу, чтобы прославиться, а П.И. Щукин обменял свои картины на генеральский чин. Разбору этих обвинений можно посвятить много страниц, а на последней странице небрежно согласиться с тем, что шедевры, собранные братьями Третьяковыми и братьями Щукиными, все-таки приносят пользу родине.

Добавить комментарий