Поэтический рассказ о Греции, и греческая энциклопедия

Поэтический рассказ о Греции, и греческая энциклопедия

Рецензия на книгу Натальи Ниссен «Греческая мозаика. История, люди, путешествия»
«Частный корреспондент» от 27.03.2014 г.

В давние времена историю Древней Греции изучали в гимназии. Выпускник гимназии без труда называл имена греческих богов и легко понимал смысл картин, написанных на античные сюжеты. В советских семьях детям читали «Легенды и мифы Древней Греции» и «Герой Саламина», поэтому они тоже могли вспомнить, кто такие Зевс, Дионис, Геракл и Тесей. Сейчас осведомленность широких масс в том, что происходило в античные времена, несколько ослабла. Книга Натальи Ниссен «Греческая мозаика. История, люди, путешествия» поможет многим восстановить эти необходимые для образованного человека знания.

Книга – не изложение греческого эпоса, не путеводитель, не курс лекций по истории Греции. Это современный труд, объединяющий все эти жанры, интересно написанный и содержащий описание таких эпизодов и периодов в греческой истории, о которых невозможно узнать, если не прочитать десятки книг на разных языках, не поездить по стране во всех направлениях и не поговорить с замечательными знатоками Греции. Прочитав эту книгу, можно с удовольствием разобраться в греческих богах и героях, как при чтении «Легенд и мифов»; узнать, куда стоит поехать, как из путеводителя; представить себе место, которое Греция занимала в русской культуре; определить, что происходило, когда это была Древняя Греция, Римская Империя, Византия, Оттоманская империя, Греция нового времени.

Книга состоит из двадцати семи глав, каждая из которых посвящена городу, острову, человеку, эпизоду греческой истории.

Большое достоинство книги состоит в том, что почти в каждой главе выделено главное звено. У читателя есть возможность увидеть, на что следует обратить внимание в первую очередь. Ведь читатель легко может утонуть в подробностях, растеряться, запутаться, убедиться, что все слишком сложно, и бросить читать. Книга «Греческая мозаика» оказывает читателю помощь, указывает на интересную цель, достойную знакомства (даже специального путешествия). Создание «Апокалипсиса» на Патмосе, история Колосса Родосского, детективно-дипломатическая история переезда греческих мраморов в Лондон, подробная биография открывателя Трои Генриха Шлимана.

Все эти увлекательные истории манят, расширяют эрудицию читателя, побуждают съездить в Грецию и посмотреть, где же это было, что от этого осталось. У некоторых островов, городов и групп населения очень пестрая история. Автор описывает взлеты и падения, перемещение народов, славу и позор. Для некоторых городов, как ни странно, именно эта пестрота и составляет «главное звено». Например, не зная, что в Салониках чуть ли не каждое десятилетие менялась обстановка, нельзя постигнуть этот город, который одних наблюдателей восхищал, у других вызывал отвращение. В главе о Нафплионе рассказано, как турки позвали наемников-албанцев для подавления греческого восстания на Пелопоннессе, а потом, пораженные жестокостью и разнузданностью албанцев, избавились от них – пригласили в крепость якобы за получением жалованья, зарубили их и сбросили со скалы в море. И не так-то давно это было, в конце ХVIII века, когда в России правила государыня Екатерина II, да и само греческое восстание против турок спровоцировал граф Орлов. Сколько исторических и жизненных ассоциаций вызывает эта неизвестная многим история!

Я был в Стамбуле и слышал разные рассказы о падении Константинополя, в том числе парадоксальные, на мой взгляд: в 1453 году жители с восторгом встречали своего освободителя Мехмета II. После прочтения главы «Падение Константинополя» у меня осталось ощущение, что все было так, как там написано, что Наталья Ниссен проникла в историческую суть событий, показала сочетание ужаснойжестокости и глубокого уважения к достижениям другой цивилизации.

В книге затронуты некоторые совершенно неожиданные и доселе не описанные темы. Например, история греческих евреев. Кому, кроме узких специалистов, известно, например, что евреи-романиоты жили на ее территории уже с IV века до н.э., или, что Салоники XVI века назывались «Матерью Израиля», так как большинство населения в нем составляли евреи? Несомненное внимание читателей привлечет и глава о паломничестве к Ивану Русскому, простому солдату Петровской армии, взятому в плен турками под Азовом в 1725 году и ставшему одним из самых почитаемых греческих святых. Русскую тему продолжает и глава, посвященная Ольге Константиновне – королеве Эллинов, великой княжне дома Романовых, которую до сих пор с теплом и благодарностью вспоминают в Греции за ее неутомимую благотворительную деятельность. Вообще связь Греции и России прослеживается во многих главах книги. Мы читаем об этом и в изложении событий Орловского восстания на Пелопоннесе, и в выдержках из писем русских путешественников XIXвека, и в бессмертных поэтических строках великих русских поэтов. Поэтичность – одно из несомненных достоинств «Греческой мозаики», помогающеечитателю понять Грецию и ее культуру.

Главы про Мистру, Монемвасию, Мани изобилуют фактами, в которых неподготовленному читателю трудно ориентироваться. Напоминает русскую историю периода междоусобиц. Сплошь взаимное предательство, коварство и жестокость. Только на Руси были русские, татары, литовцы, поляки, а на Пелопоннесе – греки, турки, венецианцы и другие народы. Папы, короли, деспоты (должность такая!), философы, путешественники. Исторический калейдоскоп, неизвестные и почти непересекающиеся с русской историей события! Даже мысль возникает: «Нужно ли описывать столько событий, произошедших давным-давно в далекой стране?» Но вот — героическая жизнь Ласкарины Бабулины, греческой патриотки и адмирала (адмиральши) русского флота (стр.320), вот — упоминание о спартанском тиране Набисе (207-192 гг. до н.э.), «который казнил часть олигархов и конфисковал их земли…» (стр. 328). Или любопытный факт о происхождении Наполеона Бонапарта, корни которого уходят в Мани – дикий горный край на юге Пелпоннеса.

Добавить комментарий