Принцип круговой поруки

Принцип круговой поруки

Образование и карьера во всем мире изменяются на глазах. Можно сказать, что в наше время постигать науки, учиться надо по-другому и пробиваться в жизни, делать карьеру надо по-другому. Если не перестроить образование, если не задать новые приоритеты для служебного роста, можно отстать.

Наука и жизнь — это два космических тела, которые то сходятся, то расходятся, как Земля и комета. Наука, приближаясь, приносит новое, вселяет в человечество надежду или страх, изменяет жизнь или бесследно исчезает.

Власть, управляющая жизнью, призывала, притягивала, подкармливала науку во все критические моменты истории, потом часто снова отдаляла за ненадобностью. Наука дала возможность человечеству пользоваться металлами, пластмассами, перемещаться по Земле, передавать информацию, бороться с болезнями, воевать, вообще жить и кормиться такому большому населению на маленькой планете.

Самый известный призыв науки произошел для создания ядерного оружия. Все наши трижды Герои Соцтруда — создатели бомбы.

Теперь ситуация изменилась коренным образом. Призывов не стало. Наука несет непрерывную службу, как николаевский солдат. Фундаментальная наука, техника, медицина, экономика, гуманитарные науки для развития постоянно нуждаются в новых исследованиях.

Чтобы двигать науку вперед, чтобы освоить ремесло, получить современную профессию, нужно готовить специалистов на современном уровне. Объем знаний, который должен впитать человек, чтобы стать профессионалом, огромен. Нужны новые методики приобщения к знаниям, новые методы контроля знаний, новое образование, иначе постигнуть необходимую массу сведений не удастся.

В школе нужно преподавать базовый курс, одинаковый для всех, чтобы все могли сдать единый экзамен. За пределами базового курса выбор учебной программы должны определять учителя. Пусть учителя на свое усмотрение выбирают разделы дисциплины, не вошедшие в базовый курс. Если все необходимые, по мнению министерства, сведения «вогнать» в базу, замученные школьники никогда не почувствуют интереса к учебе. Конечно, для такого преподавания нужен корпус школьных учителей новой формации, имеющих высокое положение в обществе. Это можно сделать, ведь так было: вон, учитель Ардальон Передонов в «Мелком бесе» Федора Сологуба носил чин статского советника!

Злоупотребления при сдаче экзаменов — купля-продажа высоких баллов, ЕГЭ-туризм — опасны для государства, как изготовление фальшивых денег. Пока останутся нечестные пути получения высоких баллов, университеты не получат пригодных для специального образования студентов.

Сейчас плохо подготовленный школьник с хорошими результатами ЕГЭ становится студентом одного из бесчисленных университетов (которые ректор ВШЭ проф. Кузьминов назвал «массовыми университетами»), и фиктивное обучение продолжается. Студент сидит на лекции и думает о своем, пока старичок-профессор на кафедре не начнет диктовать. Тогда студент берет ручку и пишет в тетрадку то, что есть в учебниках. Цены на зачеты, экзамены, курсовые и дипломные работы известны.

Беды от деятельности фиктивного специалиста с настоящим дипломом ждать недолго: или тебя зарежут в частной клинике, или дом упадет, или ракета мимо пролетит. А закрыть плохой университет тяжело — мягко прикрыли университет с ректором С. Бабуриным во главе, так чуть ли не революция в высшей школе началась. А надо бы закрыть не менее половины университетов (министерство предлагает уволить 44 % преподавателей).

Высшая школа во многих странах перестраивается, на лекциях перестают излагать канонические знания, которые студент может найти в учебниках, монографиях и в Интернете. Профессора разъясняют трудные разделы, дают направление обучения, сообщают новости профессии, руководят самостоятельной работой студентов. А программу студенты постигают сами с такой интенсивностью, что падают в обмороки от усталости. Иначе необходимые знания и профессиональные навыки студенту не передать. Зато получается современный специалист.

В такой системе нет места списыванию, «скачиванию» чужих работ, взяткам за экзамены, курсовики и дипломы. Студент, который не понимает этого, отстает навсегда. Университет, в котором не перестраивают образование, должен быть закрыт.

Из дипломированных специалистов формируется элита общества. Когда-то, чтобы попасть в элиту, нужны были знатное происхождение, «старые деньги», т. е. деньги, полностью «отмытые» несколькими поколениями предков, и связи, желательно, многолетние. Исследователи современного общества утверждают, что в элиту теперь можно попасть и со «старыми мозгами» (Дэвид Брукс. «Бобо в раю: откуда берется новая элита» М., 2013). Суперобразованные отпрыски образованных родителей, не имеющих ни ветвистого генеалогического древа, ни больших капиталов, занимают первые места в обществе. Да и без исследователей это ясно, достаточно назвать современных мировых лидеров — среди них много плебеев из небогатых семей. В Великобритании это несоответствие с давних пор ликвидировали, присваивая выдающимся плебеям рыцарские звания. Также поступал и император Петр I.

В современной России говорят, что одна из главных причин неприятностей страны — низкое качество элиты. В элиту попадают в основном по одному признаку — по готовности активно «поддерживать и одобрять» все, что угодно, все, что приказали. Иногда в защиту «своей» нелепой позиции крупный деятель приводит такие аргументы, что стыдно слушать. Деятель, имеющий по должности положение, например, No 20 или No 30 в стране, без сомнения, принадлежащий к российской элите, не стыдится и не смущается нисколько. Затем так же уверенно, как по «общим вопросам», деятель говорит про личное, объясняет, что свою диссертацию он писал сам, что его жена-миллионерша вовсе ему не жена, а миллионы его несовершеннолетнего ребенка получены из законных источников. Если «крикуны и печальники» начинают деятелю сильно докучать, то он может и уйти с государственного поста и занять не меньший пост в крупной частной корпорации.

Добавить комментарий