Воспитывать, а не оказывать

Воспитывать, а не оказывать

Почему образование не должно быть сферой услуг

Два буксира, семья и школа, тянут баржу-ученика вверх по реке знаний. Один буксир не справится с этой работой, баржу к месту назначения не дотянет, потому что слаб. А уж если буксиры тянут баржу в разные стороны, точно, толку не будет. В том случае, если с одного буксира начнут стрелять по другому – жди беды. Так что модернизировать-реформировать, мирить и согласовывать, т. е. направлять в одну сторону, нужно оба буксира.

В одной из лучших московских частных школ (плата за обучение выше, чем в большинстве школ и университетов Европы и Америки) в начале этого года проводили открытый урок для родителей. На открытом уроке школьники не блистали. Но когда учителя попытались поговорить о причинах неудовлетворительной подготовки детей и о связи семьи и школы, мамочки дружно окрысились. Причины возмущения назывались следующие.

— Мы отдали вам своих детей, чтобы вы их научили, и платим вам за это хорошие деньги. Вы научить не можете, но пытаетесь что-то требовать от родителей.

— Уроки за сына раньше делала нянька, поэтому он ничего не знал. Теперь, по вашему совету, я запретила няньке делать за него уроки, и сама я к нему не подхожу. А учится он, все равно, плохо. Вот — ваша педагогика.

— Мы пришли на открытый урок, чтобы проконтролировать, как вы, специально обученные люди, исполняете свои обязанности. А вы устроили нам показательное унижение наших детей, безобразие!

В другой московской школе, тоже из лучших, и плата почти такая же, вызвали родителей ученика (до этого на родительские собрания и подобные мероприятия ходила гувернантка). Пошел отец, вернулся возмущенный. Причины возмущения те же самые – сфера услуг не справляется, а пытается на нас, на родителей, на семью свалить свои проблемы.

Это все сказки про такие школы, на которые у большинства родителей денег нет. Но в обычных школах тоже похоже. Рыба тухнет с головы. Так же и в обычных школах в большинстве семей занимаются детьми недостаточно, в некоторых семьях — вообще не занимаются. (Простите меня, чадолюбивые родители, которые хорошо воспитывают своих детей, это не про вас. Хотя и ваш ребенок учится в одном классе с жертвами семейных перекосов, и с каждым поколением жертв становится все больше). Не оправдывайте себя тем, что нужно деньги зарабатывать, не до детей. Может это и правда, но все равно не оправдание, если рассматривать жизнь как длительный процесс.

Никакие реформы школы не пройдут до тех пор, пока в семьях не будет проведена «реформа». Школа не может ничему научить ребенка, если школа настроена на определенный контингент детей (например, ребенок должен уметь читать, считать, рисовать, одеваться-раздеваться, здороваться-прощаться, слушать-не перебивать и т.д.), а приводят в школу детей, не имеющих перечисленных навыков. Я сам учил студентов третьего курса вставать перед началом лекции, здороваться с профессором.

Тут нужно реформировать:

  • либо школу (менять систему образования «под имеющихся в наличии детей», а не приводить образование в соответствие с мировыми стандартами). Этот процесс идет, куда деваться. Поэтому потихоньку школа становится учреждением сферы обслуживания, а обучение превращается в фиктивное;
  • либо реформировать семью (стараться изменить отношения родителей и детей).

Пока успехи «ученых голов» от образования оставляют желать лучшего. Общественность, собственно, ими не была довольна никогда. Сначала полетели яйца за введение единого госэкзамена, теперь абсолютно дурная, по мнению самих же учителей, инициатива слияния школ вызвала целый шквал протестов и даже требования референдума по данному вопросу. На самом деле, если отбросить мысль о целесообразности этих телодвижений, основная проблема в том, что школы начали «сливать» по территориальному признаку, не заботясь ни о направленности школы, ни о ее уровне, ни об укладе, в котором привыкли жить одни ученики и абсолютно не привыкли другие.

Таким образом, элитные лицеи вдруг оказались «в одной лодке» с обычными общеобразовательными учреждениями, где учат всех. У учеников в этих школах абсолютно разный уровень знаний и способностей, между ними огромная пропасть. Такая же пропасть между их родителями. Как можно построить образовательный процесс, когда одним не дадут расти, а остальные будут их вечно «догонять»?

Примечательно, что открыто протестовать решился только «Интеллектуал», государственный, прошу заметить, интернат для одаренных детей, которому грозило слияние даже не с простой школой, а с гимназией. Там преподаватели оказались более сознательными и пошли по пути, который я озвучил выше: они поменяли систему в экспериментальной школе под своих подопечных, плохо адаптированных, но умных и одаренных, и всячески собираются защищать их от «чужаков». «У нас в школе есть страшная боязнь, что придут какие-то другие люди, не такие, как мы…», — цитирует «Сноб» одного из учеников. О чем думали законодатели, непонятно. Неразбериха и образовательная «анархия» мало способствует получению знаний.

Участие родителей в образовательном процессе своих детей никак не закреплено нормативно, да если бы и было, исполняли бы? Министр образования и науки Ливанов недавно высказался о необходимости «участия и контроля со стороны родителей в образовательном процессе с помощью Национальной родительской ассоциации». Но пока это только проект, а факт остается фактом. Родители в массе своей детей не воспитывают, поэтому дети учиться не хотят, а школы могут только оценить «результат» — например, характеристикой. На это у «сферы услуг» пока хватает полномочий.

Добавить комментарий