Головы для отечественной науки

Головы для отечественной науки

Cуть статьи «Три русла для утечки мозгов» состояла в том, что специалисты уходят из российской науки, техники, медицины в основном, не в дальние благополучные страны, а в российские же торговые предприятия, российские банки, в милицию, становятся нянями и уборщицами. Т. е. выбирают более оплачиваемые и востребованные на родине профессии. Многие же выпускники высших учебных заведений вообще специалистами не являются, потому что ничему не учились, а пять лет носили взятки за экзамены, курсовые и проч. Эти два русла для утечки мозгов значительно шире ручейка, по которому таланты утекают за рубеж. Заканчивалась статья призывом закрыть проект «Возвращение российских ученых, уехавших работать за рубеж», и позаботиться об оставшихся, в том числе — о будущих специалистах.

Как позаботиться? Что нужно делать, чтобы Россия обрела научное величие, которое было у СССР?

Прежде чем браться за эту задачу, следует понять, что в ближайшие годы добиться значительных результатов не удастся.

Изменились условия квалифицированного труда. Советский молодой специалист распределялся на предприятие, отрабатывал три года, потом мог перейти на другое такое же предприятие, мог не переходить. Найти подработку по специальности было трудно. Уехать в другую страну было нельзя. Были «пасы в сторону»: надеть погоны с разноцветными просветами, пойти в торговлю. Это для немногих. Большинство же специалистов знало, что нужно хорошо работать на своем рабочем месте, тогда будешь зарабатывать и расти по службе. Так думали многие, так было принято, что называется, «по умолчанию». Все остальные пути считались негласными и нечестными. Вот и работали, совершали открытия, делали изобретения, защищали диссертации, становились мастерами. Выпускник Московского физтеха место в банке не искал.

Теперь другая ситуация. Потенциальные ученые, многие из них уже кандидаты наук, бросают науку и начинают заниматься финансами, ценными бумагами, работают в страховом бизнесе за такую зарплату, которая докторам наук и не снилась. Их места в науке занимают другие, менее сильные. «Бросать силы на приоритетное направление», командовать наукой в условиях социализма было проще, чем теперь. Есть, конечно, математик Григорий Перельман, но остальные, умеющие работать, от миллиона не отказываются!

Изменилась подготовка специалистов. Обычный советский студент, выполнивший самостоятельно курсовые работы, написавший дипломную работу, выступивший с докладами на студенческих конференциях, представлял собой хорошую заготовку для формирования специалиста. Были болваны, но их было меньшинство.

Теперь молодой человек может окончить университет, не зная ничего. Не только по специальности, но и вообще ничего. Ко мне на экзамен никогда не приходило больше полгруппы, а однажды пришли всего три человека, остальные сдали деньги. Я на экзаменах не зверствовал, если студент вообще ничего не знал, все равно, ставил «тройку». Но для этого со мной на экзамене нужно было поговорить по билету: меня послушать, самому что-нибудь сказать или кивнуть головой в такт, выдержать несколько минут диалога на тему, заданную экзаменационным билетом. Для большинства студентов это было тяжело, непривычно, лучше, как обычно, деньги отдать!

Большинство современных студентов говорит междометиями и не может сосредоточиться, собраться на 5–10 минут. Боюсь, что мне не поверит здравомыслящий человек, не связанный с современной высшей школой. Самостоятельные работы покупаются или скачиваются из Интернета. Все обучение фиктивное, фальшивое, только бланк диплома настоящий.

Имея такое положение в науке и образовании, ни в коем случае нельзя сейчас вкладывать крупные средства ни в какие проекты, например, в проект «Возвращение…»

Желая остановить распад науки в России нужно действовать потихоньку, идти малыми шагами, не требующими больших денег, тщательно и объективно оценивая последствия каждого шага. И продолжать, делать следующий шаг, только в том случае, если будет достигнут успех на предыдущем.

Первым таким шагом должно быть большое сокращение приема в вузы. Например, в 2 раза, начиная с 2011 года. Нужно прекратить массовую подготовку фиктивных специалистов с настоящими дипломами. Пусть исчезнут фальшивые университеты, академии и фальшивые факультеты настоящих вузов! Никого выгонять не надо. Кто поступил, пусть доучится, а преподаватели сами «сократятся» вследствие преклонного возраста. Но набор первокурсников — новых кандидатов в дипломированные неучи следует решительно прекратить.

Ссылки на потребность общества в большом количестве специалистов несостоятельны, общество не может нуждаться в неучах на должностях специалистов.

Да ведь и нет возможности выучить столько специалистов — количество мест в вузах превышает количество выпускников школы, которые по своим способностям и уровню школьной подготовки в состоянии выучиться на специалиста высшей квалификации: физика, инженера, врача, учителя, историка и т. д.

Какие вузы сокращать? Многие знают «где не учат ничему». Формальный критерий можно придумать. Например, определить, какая часть выпускников вуза последних лет работает по специальности. Сокращение не потребует больших затрат, и даже даст возможность высвободить специалистов и деньги.

Добавить комментарий