Что делать, чтобы не списывали ЕГЭ, дипломы и диссертации
Сразу ограничу поле: есть некоторые факультеты МГУ, МФТИ, МИФИ, ВШЭ, МГТУ и некоторых других вузов, в которых дают приличное образование.
Речь пойдет о других вузах, о подавляющем большинстве, почти обо всех вузах России, которые ректор ВШЭ проф. Кузьминов назвал «массовыми университетами».
В массовые университеты поступают ничего не знающие школьники (не важно, списали они ЕГЭ из Интернета, или поступили в университет другим нечестным путем), в университете, числясь студентами, они совсем не учатся, только дают взятки. Потом защищают списанный диплом, потом списанную диссертацию, потом становятся… вы знаете, кем. Ни программа «Антиплагиат», ни перетасовка платных-бесплатных мест, ни другие меры не исправят положения.
В последнее время процесс разрушения образования перешел в качественно другую стадию: молодой человек не пытается ответить ни на один вопрос, он уверен, что ответа он не знает. Я проверял на студентах 4-го курса: перед тем, как узнать, сколько будет 2х2, студента нужно успокоить, заранее уверить, что он знает ответ, в противном случае студент начинает юлить, уходить от ответа. Думаете, жена футболиста не догадалась, что «Вальс Грибоедова» написал Грибоедов? Побоялась попасть впросак, решила увильнуть.
Образование нуждается в кардинальных переменах, адекватных современному уровню цивилизации, а не в поверхностных, часто фиктивных, мерах.
Главное — срочное и масштабное воспитание корпуса школьных учителей. Нужна Федеральная программа, подобно обучению грамоте в 20-е годы, или подготовке летчиков и парашютистов в 30-е.
Второе — закрытие половины университетов, в которых не готовят специалистов и которые нужны только тем, кто с них кормится, а стране не нужны.
Третье — временный отказ от платного образования. Мы еще вернемся к мировым стандартам, а пока что в России платный студент, как правило, приносит деньги и получает за это зачет. А бесплатный смотрит на него и тоже несет деньги, только не в кассу, а в карман.