Из истории советской радиолокации. Часть 2.

Из истории советской радиолокации. Часть 2.

С гибелью М.Н. Тухачевского и арестом П.К. Ощепкова (о судьбе изобретателя радиолокации П.К. Ощепкова и его разработок читайте здесь: Из истории советской радиолокации. Часть 1) развитие радиолокационного обнаружения самолетов на долгое время ослабло.

Стали развиваться другие методы дальнего обнаружения самолетов. Практически все они в дальнейшем оказались малоперспективными.

Сейчас интересно вспомнить, какими способами предупреждали (или пытались предупредить) о приближающихся самолетах противника.

Первый — это, конечно, наблюдатели ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение и связь). Наблюдатель с биноклем, с артиллеристским визиром и телефоном мог точно определить направление, с которого приближался вражеский самолет, и сообщить об опасности по телефону. Однако ночью и в плохую погоду служба ВНОС не могла работать, а в хорошую погоду дальность обнаружения не превышала нескольких километров.

Следующий способ — определить приближающийся самолет можно, улавливая шум двигателей. Звук летящего самолета распространяется почти независимо от погоды или времени суток. Был разработан «звукоулавливатель» — устройство из четырех акустических рупоров, установленное на тележке, способное поворачиваться вокруг вертикальной оси. Улавливал шум приближающихся самолетов человек, красноармеец, по должности «оператор-слухач».

Звукоулавливатель ЗТ-2.

Определив по шуму, что самолеты приближаются, можно было установить заградительный огонь зенитной артиллерии, ночью можно было осветить цель прожектором и поразить прицельным зенитным огнем или послать истребитель-перехватчик.

В 1932 году была принята на вооружение система «Прожзвук» (прожектор — звукоулавливатель).
(Именно по аналогии со звукоулавливателем, первый радиолокатор назвали «самолетоулавливателем», хотя улавливал он не самолеты, а радиосигналы.)

По мере совершенствования прожекторов и звукоулавливателей повышалась эффективность обороны городов от ночных бомбардировок. Английские системы, аналогичные нашим системам «Прожзвук» были в это время хуже.

Еще один способ обнаружения — улавливание теплового излучения самолета с помощью параболического зеркала. Устройство, аналогичное прожектору или зеркальной антенне, «осматривал» опасное направление. В фокусе параболоида был установлен термометр. Если бомбардировщик попадал в «луч» «тепловизора», то термометр показывал некоторое увеличение температуры. Теплоулавливатель мог работать только в ночное время, если не мешала Луна и другие возможные источники теплового излучения. Понятно, что этот способ обнаружения самолетов не мог долго развиваться.

На море для обнаружения кораблей теплоулавливатель может быть использован с большим эффектом. При испытаниях морских тепловизоров получили дальность порядка 10 км. Датчики температуры могут быть применены для обнаружения подводных лодок. В медицине применяются тепловизоры. Так что идея «тепловидения» перспективна, но неприменима для дальнего всепогодного обнаружения самолетов.

Рассматривался способ обнаружения самолетов путем улавливания электромагнитного излучения от системы зажигания (магнето) двигателя. Но испытания показали, что легкий самолет обнаруживался на расстоянии всего 1 км.

Еще способ обнаружения и радиопеленгования самолетов — по их работающим бортовым радиостанциям. Правда, этот способ неприменим, если противник соблюдает «радиомолчание».

Все эти способы отошли в историю. Но в предвоенный период на развитие альтернативных методов обнаружения самолетов требовались силы и средства, что замедлило развитие радиолокации.

Заключение

Все изложенное представляет упрощенную версию истории довоенного развития нашей радиолокации. Многие выдающиеся ученые, неназванные здесь, участвовали в работе. Многие молодые специалисты, которым посчастливилось разрабатывать первые радиолокаторы, стали в дальнейшем корифеями радио, профессорами, главными конструкторами.

Некоторые оценки в наше время изменились, например, по мнению современных историков, роль П.К. Ощепкова в создании первого радиолокатора была скромнее: КБ под руководством Ощепкова работало по линии ПВО, но были и другие научные коллективы, например, в Главном артиллеристском управлении (ГАУ), внесшие большой вклад в развитие радиолокации и т. д.

Одно несомненно — на заре радиолокации СССР имел фору, полученную благодаря таланту инженеров и военных, наши были первыми, а потом отстали.

Но и «потом» были прорывы и «первые в мире» разработки радиолокаторов, но это уже тема для будущих рассказов.

Добавить комментарий