Научные школы

Научные школы

Под словами «научная школа» обычно понимают «планетарную модель»: светоч науки творит, а к нему слетаются со всех сторон ученики, жаждущие приобщиться. Некоторые из этих учеников в следующем поколении сами создают научные школы. Таков был Э. Резерфорд. Его ученик П. Л. Капица сам стал главой советской физической школы. Даже лишенный должности, он оставался главой научной школы, расположенной на даче, в «избе физических проблем». А.Ф.Иоффе, Нильс Бор, А.Н.Колмогоров, Н.И.Вавилов, — их и других титанов физики, математики, биологии назовет любой образованный человек.

На оборонном предприятии научные школы образуются редко. Конечно, главный конструктор оказывает огромное, определяющее влияние на разработку. Бывают даже конкурирующие разработки, сравнение однотипных изделий заказчиком («Янгель работает на нас, Королев — на ТАСС, а Челомей – на унитаз», — так заказчики шутили, когда еще три этих великих Главных конструктора были живы.) Но научными школами их предприятия вряд ли можно считать. Только что, в 2009 году, после неудачных пусков перешел на преподавательскую работу (сняли с должности) один крупный Главный конструктор. Вот и конец научной школы. В фундаментальных науках это было бы невозможно. Иногда даже арест или гибель ученого не означали конца научной школы.

LiveJournal от 14.01.2010 г.

Добавить комментарий