Очередной спор о современном искусстве

Очередной спор о современном искусстве

Галерейщик Емельян Захаров в одном интервью в глянцевом журнале заявил: «Русское искусство — говно!» Многим, в том числе и мне, это высказывание кажется обидным и несправедливым. И в ответ мы мстительно воскликнем: «Современное искусство — говно!» Точнее — бессмысленные каляки-маляки. Так же думали и руководители нашей страны. Правда, они были не всегда последовательны в своем неприятии современного искусства. Например, Никита Сергеевич Хрущев увековечил свой образ в полосатом памятнике на Новодевичьем кладбище работы Эрнста Неизвестного.

Вечный спор продолжила статья Александра Снегирева под названием «Народ не фарш». Автор статьи полемизирует с министром культуры Владимиром Мединским, высказавшимся в смысле «каляки-маляки». Вслед за критикой министра идет примирительный вывод про «разумное равновесие».

Спор непростой. Кого куда отнести? Василий Кандинский и Казимир Малевич — Иван Шишкин и Василий Поленов. Тут ясно. А Андрей Рублев, Эль Греко и Иероним Босх — они кто, древние абстракционисты? Илья Репин, Валентин Серов, Пьер Огюст Ренуар — этих великих художников куда записать?

Опять же, расцвет фотографии. Стоит ли писать натуралистический портрет, когда фотохудожник за полчаса создаст образ портретируемого, более похожий на оригинал? А чтобы показать то, чего не видно на фотографии, нужно отступать от натурализма, тогда даже люди, далекие от искусства, посмотрев на «каляки-маляки», сразу узнают, поймут и воскликнут в страхе: «Клетчатый!» — как в известных «Приключениях принца Флоризеля».

Даже натуралистка Наташа Ростова допускала абстракции, представляла людей предметами мебели.

Скоро появится объемная 3D-фотография, тогда статуи можно будет лепить, как фотопортреты. Если найдешь хорошую натурщицу, будет Венера Милосская (и с руками). Но никакая объемная фотография не сможет соперничать со скульптурами Сергея Коненкова, Паоло Трубецкого или Огюста Родена. Уже сейчас, без 3D, памятник Гоголю «во дворе» Николая Андреева в общественном мнении победил памятник на Бульваре Николая Томского.

Итак, вместе с Александром Снегиревым и Мао Цзэдуном воскликнем:

«Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». (Но всегда есть опасность, что наколют, но это к предмету разговора не относится. Мастера есть такие, что и Рембранта фальшивого могут втюхать).

Добавить комментарий