Холодный профессор

Гундосов (гневно, привстает). А ну-ка прекратите! Вы передо мной столпа высшей школы не изображайте. Вы что, меня совсем дураком считаете! Таблицу умножения выучить — это подрыв образования, а пойти, Назарову деньги дать, это — правильное образование!.. Вы на эти деньги зубы вставите.

Малиновский (не может остановиться). Но он обязан передать студентам необходимые знания по дисциплине, а не школьную математику… Ты что про зубы заговорил, это — другое.
Гундосов. То самое. Нечего на меня все сваливать! Тут дело керосином пахнет…

Малиновский. Даже?.. Как ты думаешь, чего Дубинин хочет?

Гундосов. Он хочет бороться со взятками на отдельно взятой кафедре.

Малиновский. С какими взятками?! Ты что такие слова употребляешь?

Гундосов. Вадим Вадимыч, вы опять вещаете? Говорите по существу, не отвлекайтесь.

Малиновский. Я понимаю, если бы он пошел жаловаться, писал бы… Вон, Потапов пытался доносы строчить, ничего не доказал, только себя опозорил перед всем университетом и уволился… А Дубинин придумал какой-то дурацкий способ, да и не может быть у него такой цели…

Гундосов. Может. Он сдвинутый, и дочь его сдвинутая. Это я теперь хорошо знаю! Это очень опасные, непредсказуемые люди. Лучше бы он донос написал, мы бы знали, как действовать. А тут жди подлости неизвестно откуда. Студенты заволновались!

Малиновский. Это ты брось, это из газет. Наших студентов волнуют только физиологические отправления. Они настолько ленивы и не развиты, что и не поймут ничего!

Гундосов. Напрасно вы так думаете. Несколько студентов сдали таблицу умножения, заслужили «тройку» и попросили у Дубинина настоящее задание.

Малиновский. Это — сказки!

Гундосов. Хотите верьте, хотите — нет. А только держать Дубинина на кафедре опасно. И это — ваше дело, а не мое.

Малиновский. Всю трудную работу на меня сваливают! Только я могу защитить кафедру! Ты прав, нужно очистить наш коллектив от прохиндеев. Надо же, что придумал, чтобы погубить кафедру! Но мы не сдадимся. Кафедра — это бастион… А ты — молодец, разбираешься в текущих вопросах.

Гундосов. Под вашим руководством, Вадим Вадимыч.

СЦЕНА 5

Парк. Играет музыка. Прогуливаются Дубинин и Вера.

Вера. Как хорошо! Настя поехала в командировку в Италию! Представить себе трудно!

Дубинин. Да, хорошо…

Вера. Что хорошо?! Удивительно! Необычно! А ты — хорошо! Сколько раз в жизни тебя посылали в Италию?

Дубинин. Ни разу…

Вера. Меня один раз посылали в ГДР. Я перед выездной комиссией райкома всю ночь не спала. И про загранпоездку не помню почти ничего, только дорогу.

Дубинин. Другое время…

Вера. Люди другие! Нам наши дети сто очков вперед дадут… Слушай, может, нам Сереженьку к себе забрать. А то родители заняты маленьким, Сереженька, мне кажется, немножко брошенный.

Дубинин. Перестань, он помогает родителям брата растить. Васька молодец, нас излишне не привлекает, а то ты за пять минут внуков испортишь.

Вера. Своих двоих не испортила!

Дубинин. Тогда ты была мать, а сейчас ты — бабка… сумасшедшая…

Вера. Как же ты мне грубишь! Ничего тебя не интересует. Отвечаешь как-то… через такт. Ты что, все время о работе думаешь?

Дубинин. Есть немножко…

Вера. Нечего думать. Мы с Настей серьезно тебя просим: увольняйся, уходи от них. Ты ведь не профессор кафедры, ты сам по себе профессор. Работал сам по себе, а они деньги гребли и посмеивались над тобой. Теперь ты новую игру затеял, и опять сам по себе. Что ты сейчас со студентами изучаешь? «Колобок» или «Курочку Рябу»?

Дубинин. Триллер «Волк и семеро козлят».

Вера. Вот-вот! Но эта игра уже за их счет! Они тебя в покое не оставят, устроят неприятности, я это чувствую.

Дубинин. Ладно, уволюсь, дай только созреть. Есть обязательства кое-какие…

Вера. Мой тебе совет: не тяни!.. А Сереженьку надо к нам забрать, когда Настя из Италии вернется. Тут есть еще одно соображение… Анастасия твоя уж больно много мотается, такая богемная, куда там! То в Италию, то ночная выставка в модном месте, то на «Винзаводе»… В голове не укладывается, зачем картинную галерею называть «Винзавод»?

Дубинин. В этом помещении раньше винзавод был…

Вера. Ну, ладно! У тебя на все ответ готов! А Настя пусть лучше с племянником посидит, читать и считать его поучит. Чтобы не пришлось ему с «Тремя медведями» в университете знакомиться, как твоим студентам!

Дубинин. Перестань, у моих внуков нормальные родители, не упустят «Трех медведей».

Вера. Я знаю, что знаю. Нужно Настю слегка привязать… стреножить…

СЦЕНА 6

Кафедра. За столом для заседаний сидят несколько преподавателей, среди них Дубинин и Гундосов. Из кабинета выходят первый проректор и Малиновский.

Первый проректор. Здравствуйте, коллеги! Первый проректор садится за стол. Малиновский проходит к торцу стола и остается стоять.

Малиновский. Уважаемые коллеги! У нас не обычное заседание кафедры. Сегодня приглашены только ведущие преподаватели. Кроме членов кафедры, у нас присутствует первый проректор университета Александр Гаврилович, что придает особый вес нашему заседанию. На повестке дня один вопрос, это, как говорили раньше, персональное дело профессора нашей кафедры, кандидата наук Сергея Васильевича Дубинина. Начну по порядку. Несколько лет назад мы пригласили на кафедру Сергея Васильевича. Мы надеялись, что он внесет элементы практики в некоторые наши теоретические курсы. Послужной список Сергея Васильевича позволял строить такие прогнозы. Что греха таить, была надежда, что Сергей Васильевич, благодаря своим связям, будет содействовать заключению договоров между предприятиями и университетом. Мы сможем приблизить кафедру к текущим задачам промышленности, найдем применение нашему научному потенциалу, ну, и заработаем средства, столь необходимые университету. Конечно, мы понимали, что теоретический уровень практического инженера недостаточно высок для преподавательской деятельности. Но, учитывая все перечисленные обстоятельства, мы надеялись, что общий итог будет положительный. Что же оказалось в действительности? По договорам, которые заключает Дубинин, только он и получает деньги. Ни университету, ни кафедре не достается ничего. Ничего нового, свежего в его лекционных курсах не содержится. Теперь же он совершил, не побоюсь этого слова, должностное преступление. Вместо своей дисциплины он преподает студентам школьную математику! Даже арифметику, таблицу умножения! Конечно, тяжело инженеру с производства в солидном возрасте вспомнить математический аппарат, применяемый в наших задачах, но ведь надо совесть иметь. Вот заявления студентов.

Добавить комментарий