Холодный профессор

Гундосов. А как так получилось, что отец — инженер, а вы — как бы по искусству пошли, а брат — экономист?

Анастасия. Не знаю, у меня к точным наукам таланта нет.

Гундосов. У нас почти у всех преподавателей и дети, блин, и внуки в родном университете учатся. Когда именные стипендии присуждают — из пяти фамилий три знакомые, в аспирантуру набирают — то же. Двигают детей… А если двигать не получается, если тупой отпрыск, то на аркане тянут, ходят, блин, «тройки» и «четверки» выпрашивают для своих. Среднего варианта не бывает!

Анастасия. Мне кажется, мой папа не пошел бы…

Гундосов. Да, когда Сергей Васильевич пришел на кафедру, мы сразу поняли, что как бы полезного человека приобрели. Большой практический опыт чувствуется, а то ведь мы, блин, теоретики, в нынешней обстановке как бы оторвались… Он, когда пришел, доцентом был. А потом у нас как бы умер один старичок, и освободилась ставка профессора. Мы думали, ее Потапов займет, был у нас такой мужик, без пяти минут доктор наук. Пока, там, приказ, через год — конкурс, он бы успел защититься и ВАК пройти. А остальное — учебник, статьи и другая хрень у Потапова были. Но Вадим Вадимыч выдвинул Сергея Васильевича, доказал ректору. А Потапов обиделся и ушел.

Анастасия. Вот и в науке такие перипетии бывают. В искусстве это сплошь и рядом. Вы почитайте, как Стасов ругал Левитана и Серова больше ста лет назад. А теперь, и Стасов — классик, и Серов с Левитаном — классики…

Около садовой скамейки Гундосов берет чуть ушедшую вперед Анастасию за руку, как будто притормаживает.

Гундосов. А давайте на лавочке посидим, а то ноги как бы гудят, у меня сегодня две лекции было.

Анастасия. Лучше давайте около скамеечки постоим, у вас ноги и отдохнут.

Целуются.

Анастасия. А почему тебя Роберт зовут?

Гундосов. Я в Латвии родился, отец — военный, там служил. В Латвии Роберт — обычное имя.

Целуются.

Гундосов. А тебя почему Настя зовут, ведь ты — профессорская дочка?

Анастасия. Я — не Настя. Я — Анастасия!

Гундосов. Так бы сразу и сказала!

Целуются.

Анастасия. А почему ты все время говоришь «как бы» и «блин»? Фи, как это неинтеллигентно! Ведь ты же лектор, оратор!

Гундосов. Это меня студенты научили. Я больше не буду.

Целуются.

СЦЕНА 7

Кафедра. За столом сидят преподаватели, среди них Малиновский, Дубинин, Гундосов, 1-й преподаватель, 2-й преподаватель.

Малиновский. Ну вот, коллеги, все вопросы с расписанием утрясли, да и не было серьезных вопросов. Если что-то возникнет, разберетесь без меня, а мне нужно в Академию…

Дубинин. Вадим Вадимович, я хочу обсудить еще один важный аспект нашей деятельности.

Малиновский. Какой аспект? Повестка дня исчерпана!

Дубинин. Тем не менее, прошу еще несколько минут в части, так сказать, «разное».

Малиновский. Какой же это вопрос? Вы так настаиваете…

Дубинин. Где будут работать наши студенты после окончания университета?

Малиновский смотрит на него недоуменно, не знает, что сказать.

1-й преподаватель (спешит выручить Малиновского). Сергей Васильевич, как вы знаете, распределение давно отменили. Выпускники сами находят себе работу. Кафедра этим не занимается.

Малиновский. Наиболее способных выпускников мы можем взять в аспирантуру.

Дубинин. Про аспирантуру, армию, милицию и другое не будем говорить. Что будет делать основная часть выпускников? Будет ли работать по направлению, скажем, нашей кафедры?

Малиновский. Вам же сказали, этот вопрос к нашей компетенции не относится. Ладно, не люблю пустых разговоров. До свидания.

Малиновский берет портфель и поспешно уходит.

Дубинин (недоуменно привстает). Куда же вы?.. Надо же, сбежал, даже не дослушал!

1-й преподаватель. Но ведь Вадим Вадимович ответил на ваш вопрос.

2-й преподаватель. Сергей Васильевич, не принимайте на свой счет, он всегда сбегает, скучно ему в нашем мелколесье. Малиновский любит гулять среди баобабов!

Гундосов встает из-за стола, идет к краю сцены и заглядывает за кулисы.

Гундосов (на ходу). Коллеги, давайте как бы оставаться в рамках, кроме того, не исключено…

2-й преподаватель. Что запнулся, Роберт? Не исключено, что он у дверей подслушивает?

Гундосов (прыскает). Ну, да… Ладно, давайте без него обсуждать, раз Сергею Васильевичу приспичило.

Тут же несколько преподавателей встают и направляются к выходу, произнося: «Извините, я тоже спешу!», «Сегодня не могу задерживаться», «Извините, мне нужно внука из школы забирать!»

2-й преподаватель. Сергей Васильевич, а в чем, собственно, дело? Мне тоже непонятно, чем вы озабочены?

Дубинин. Спасибо, я — кратко. Дело вот в чем. В течение нескольких лет ни один из моих студентов не стал инженером по специальности, название которой походило бы на наименование нашей кафедры. На государственные предприятия они не идут — маленькая зарплата, пугает проходная и жесткая дисциплина. В частные фирмы их не берут из-за низкой квалификации. Зато выпускники легко идут куда угодно, в любые другие места. У меня был один парень. Умный, но учился плохо. Так я решил его обработать, заинтересовать профессией. Мне показалось, что это удалось. После защиты он пошел в ГАИ инспектором. Там требуется любой диплом, вот он с нашим дипломом и пошел. Я ему: «Зачем, ведь ты — инженер?!» А он посмотрел на меня, как на маленького, и предложил покровительство, если будут проблемы с техосмотром. Другой парень был. Прекрасный молодой человек. Я его три года опекал, именную стипендию, публикации, место в аспирантуре, участие в живых работах на стороне и за деньги — пожалуйста. Так ему предложили пойти в разведку. Он подумал, подумал, и ушел из специальности, и меня же попросил рекомендацию написать. Сделают из хорошего парня хорошего разведчика. Но я-то зачем его учил?! Еще, пожалуйста, пример. В подмосковном городе, всего сто километров от Москвы, понадобились ребята на фирму, через пару лет квартиру обещали дать, если дела пойдут. Из пяти человек, которым я предлагал, трое все-таки съездили туда, поговорили, но никто не заинтересовался! Вот и получается: способные ребята идут в более мощные и богатые отрасли, плохие ищут, где полегче. А мы зачем нужны?!

Добавить комментарий